
Строительство института сопровождалось процессом наполнения его политехническим содержанием, появлялись новые факультеты, возникали и развивались новые направления исследований и научные школы. Одна из них – научная школа сталеплавильщиков – зародилась в 1952 году на кафедре металлургии стали, организованной Александром Николаевичем Морозовым.
Александр Николаевич Морозов родился 25 июня (8 июля) 1912 года в Санкт-Петербурге в семье профессора Военно-медицинской академии. Окончив школу, Саша пошел работать на стройку – плотником, потом арматурщиком. Решив посвятить себя металлургии, он в 1929 году становится студентом Ленинградского горного института.
Успешно окончив вуз, получает распределение на завод – работал мастером, начальником смены и заместителем начальника цеха Ижорского завода (Колпино) и одновременно учился в аспирантуре. Кандидатскую диссертацию защитил в 1938-м.
В первые дни Великой Отечественной войны Александр ушел на фронт добровольцем. Случилось так, что когда отдельный противотанковый батальон вырывался из окружения, раненый командир разведвзвода Морозов попал в плен. Ему удалось бежать. До окончания войны был бойцом партизанского отряда.
Когда отгремели победные залпы – вернулся в институт. Но только в 1958 году, после знаменитого XX съезда партии, его боевые заслуги были оценены по достоинству – орденом Красной Звезды.
С 1945 по 1952 годы – аспирант, ассистент, доцент ЛПИ. В 1951 году защитил докторскую диссертацию, в 1952 году ему присвоено учёное звание профессора.
С февраля 1952 года переехал по приглашению в Челябинск, преподавал в ЧПИ, занимая должность заведующего кафедрой металлургии стали, где работал до 1958 года.
На кафедре металлургии стали работы проводились в содружестве с Челябинским металлургическим заводом, Магнитогорским металлургическим комбинатом, Челябинским ферросплавным заводом, Челябинским трубопрокатным заводом. Основные направления – усовершенствование технологии выплавки качественной стали в мартеновских и электрических печах с применением кислорода; усовершенствование выплавки и разливки жаропрочных сталей и сплавов; улучшение качества ферросплавов и разработка технологии производства новых сплавов. При выполнении этих работ использовались самые передовые методы исследования – такие как применение искусственных радиоактивных изотопов.
В 1958–1989 годах работал в челябинском НИИ металлургии (НИИМ) заместителем директора по научной работе, директором, заведующим отделом, научным консультантом. В 1989 году вернулся в ЧПИ на кафедру металлургии стали. В 1995 ему присвоено звание почётного профессора ЧГТУ.
Лауреат Ленинской премии. Награжден орденами Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», Отечественной войны II степени и медалями. Заслуженный деятель науки Российской Федерации.
Среди его соратников и учеников – профессора Г.П. Вяткин, Г.Г. Михайлов, Б.Г. Пластинин, Д.Я. Поволоцкий, А.И. Строганов… Опубликовал более двухсот научных работ, в том числе десять монографий.
Сферу научных интересов челябинской школы сталеплавильщиков и возглавляемого А.Н. Морозовым НИИМ представляли исследования растворимости азота и водорода в стали и процессов её раскисления, повышение технико-экономических показателей электросталеплавильного производства и разработка направлений его развития, освоение высокомощных дуговых сталеплавильных печей и агрегатов спецэлектрометаллургии, разработка и внедрение машин огневой зачистки проката, новых технологий получения ванадиевой продукции, внепечная обработка стали в вакууме.
Под руководством А.Н. Морозова ученые института выявили причину образования дефекта слитка в дуговых вакуумных печах и внедрили меры борьбы с ним, обогнав на несколько лет зарубежные страны. Разработанная здесь машина огневой зачистки металла (МОЗ) была установлена на Магнитогорском металлургическом комбинате. В начале 1980-х годов 28 обжимных станов металлургических заводов были оборудованы МОЗ.
Во главе с А.Н. Морозовым была разработана и внедрена на НПО «Тулачермет» новая гидрометаллургическая технология переработки ванадийсодержащих шлаков с известью, с получением высококачественных концентратов для выплавки феррованадия, исключающая загрязнение воздушной и водной сред. Именно за эту работу А.Н. Морозов был удостоен Ленинской премии в 1976 году.
Ученый с всероссийским именем Александр Николаевич Морозов был председателем областного правления научно-технического общества (НТО) черной металлургии и пользовался большим авторитетом среди специалистов сталеплавильного производства. Решительный и деятельный, он организовал издание через НТО профильного журнала «Металлург».
Вспоминает бывший ученый секретарь, а затем заместитель председателя правления НТО Иосиф Лемешек: «Мы выпустили три номера журнала, который потом прикрыло областное начальство. Потому что Александр Николаевич был противником рекордных выплавок стали. Слово “стахановец” вызывало у него ироническую улыбку. И вот почему. Он доказывал, что рекордные плавки нарушают ритм работы цеха, а в конечном итоге и завода. Такие плавки больше, чем обычно, требуют тепловой энергии, руды, шихты, различных присадок, увеличивают износ оборудования. А на цех ведь планировалось точное количество названных компонентов. Где взять больше? Они, компоненты, забираются у других печей, и те не могут выполнить норму, которая тоже рассчитана на каждую печь, на каждую смену.
Об этом Александр Николаевич не только писал в журнале, но открыто говорил на различных совещаниях, доказывал пагубность увлечения рекордами. Это, естественно, вызывало большое недовольство обкома партии. Хотя, я думаю, все прекрасно понимали, что производство страдало от рекордов.
А еще Морозов был очень требовательным человеком. И это знали его подчиненные. Но при этом он никогда никого не унижал. Напротив, доверял сотрудникам. Даже молодым. К нему тянулись. У него многому можно было научиться.
И друзей у Александра Николаевича, при всей его занятости, было немало. В дружеском кругу его знали как хорошего рассказчика, любителя пошутить. Он считался мастером рассказывать веселые истории. Многие были из его личной жизни, и только об участии в войне он никогда не распространялся. Я как-то спросил его, почему. Он ответил коротко: “Было очень тяжело…”».
Студенты любили Морозова за снисходительность к создателям «шпор»: Александр Николаевич ценил не зубрежку, а понимание материала и способность соображать, и считал одним из важнейших навыков умение работать с источниками информации.
По учебникам, подготовленными учеными кафедры и руководителями научной школы Александром Николаевичем Морозовым и Давидом Яковлевичем Поволоцким, учатся сегодня студенты не только отечественных металлургических вузов, но и учебных заведений ближнего зарубежья. В Челябинске под эгидой кафедры традиционно проходят международные научные конференции по современным проблемам электрометаллургии стали. Кафедра, снискавшая широкую известность в России и за рубежом, гордится своими выпускниками, среди которых – руководители крупнейших предприятий, научных учреждений и вузов, ученые, руководители производства и научных подразделений.
Есть «свои» лауреаты Государственных премий, орденоносцы, заслуженные металлурги России и почетные металлурги, государственные и общественные деятели…
Из архива газеты «SMART Университет»
Фото предоставлено Музеем истории ЮУрГУ